Стили и формы бонсай

Отличительной чертой японской культуры является предельная близость к природе. Японцы не стараются создать неестественную вещь. Они стремятся к тому, чтобы ещё больше выделить и обозначить природные черты. Искусство бонсай – не исключение. В этой статье приводятся примеры основных стилей бонсай. Даётся подробное описание каждого стиля. Также объясняется, каким образом достигается визуальный эффект естественности, так часто встречающийся на гравюрах и вообще в искусстве. В японской культуре изобретательность органично сочетается с подражанием законам мироздания.

Стили бонсай

Основные стили бонсай

Японцы учитывают каждую деталь, увиденную при созерцании природы. Все стили, приведённые ниже, отражают разное состояние стихий, пространства, воздуха и т.п. поэтому при создании японского произведения искусства надо следовать правилам в мелочах.

Теккан

Теккан

Ствол дерева в стиле «теккан» имеет вид конуса, у него толстые корни, смотрящие в разные стороны в одинаковой мере.

Особенности:

  • Растение поделено на 3 одинаковые части.
  • Внизу нет ветвей, поэтому можно видеть побеги.
  • Ветви располагаются в разных плоскостях. Ближе к вершине они маленькие. Уменьшение идёт пропорционально, на верхушке конический форм-фактор.
  • Теккан предполагает принцип симметрии в отношении веток. Где-то в середине расположены три главные ветки. Одна из них растёт вправо, другая влево, третья смотрит в глаза присутствующему.
  • Ствол сбежистый, то есть, он становится более узким в направлении снизу наверх.

В своём большинстве хвойные деревья могут подойти под эти параметры.

Мойоги

Мойоги

Это вольный прямостоящий стиль. Ствол должен быть изогнутым. Этот образ можно найти почти повсюду в природе. Японцы только больше его подчёркивают.

Побег извивается волной. Но верхушка расположена на той же вертикальной линии, что и основание, и это уравновешивает стиль. В миниатюрах чаще всего встречаются именно такие изогнутые деревья встречаются повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно, внизу изгиб выражается отчётливо. Лучше допустить у основания маленький наклон, переходящий в ясно оформленный изгиб. Корни, которые выступают над почвой, желательно, чтобы были видны с противоположной стороны. Такими могут быть дуб, сосна, клён, кедр, ясень, другие деревья. Таков стиль Мойоги.

Фукинагаси

Это дерево, дословно переводя с японского, избитое ветром. Его сажают так, чтобы все его побеги смотрел в одну сторону. Складывается впечатление, что ветер всё время обревает ветви. Эти деревья встречаются в тех местах, в которых ветер может подуть лишь в одну сторону, например, на морском берегу или горной вершине. Но здесь больше всего подойдут сосна и берёза. Стиль напоминает форму наклона. Обычно дерево имеет один ствол. Но он может быть и разветвлён сверху. А иногда стволов может быть и больше. Фукинагаси – распространённый стиль.

Сякан

Сякан

Сякан очень характерен для бонсай.

Особенности:

  • Дерево выращивается с наклонённым стволом, который бывает толстым, некоторые стволы и ветви растут в 2 стороны.
  • Если это возможно, корни остаются видимыми, что формирует у созерцающего представление, как будто ствол выворачивается из земли ветром. Это стилевое решение позволяет растить буквально любые виды деревьев.
  • Нижняя ветка растёт в сторону основного уклона ствола. Ветки выгибаются, верхушка наклоняется вперёд. Здесь требуется такая ёмкость, которая предполагает размещение массы дерева над 50% её высоты.
  • Один бок имеет развитые поверхностно расположенные корни, а на другом корни скрываются в почве. С одного бока корни поверхностного расположения развиты, что создает впечатление прочности, а с другой, корни скрыты в глубине земли.

В природе чаще такие деревья растут на затемнённых участках. Они смотрятся естественно, и видно, что это деревья, терпящие присутствие лимитирующих факторов природы.

Сокан

Сокан

Сокан – стиль, который воспроизводит тот случай, в котором из корня растут сразу два ствола. Иногда ствол формируется из нижней ветви. Дерево может стоять прямо или наклоняться. Всем породам оно будет как раз. Стиль по-другому называют «отец и сын», и он ассоциируется с преемственностью поколений.  Стволы разные по толщине и длине. Меньший из них растёт наклонённым. Из двух стволов получается одна корона.

Хокидати

Хокидати

Хокидати предполагает прямостоящее дерево. Дерево напоминает веер на постаменте. Ветки разбросаны по разным сторонам света. Действительно, если нет листвы, крона похожа на изящный графический рисунок. Клён и вяз берутся за основу. Лучше не использовать берёзу. Ствол стоит так, что ветки идут из одного и того же места. Лиственные породы будут кстати. Крона дерева смотрится солидно и громоздко.

Есуэуэ

Есуэуэ

Есуэуе – оригинальный стиль. Здесь несколько деревьев одного и того же вида. Но они отличаются по возрасту друг от друга. Их высота и толщина разные. Получается имитация лесного пейзажа. Чаще применяются деревья одного и того же вида, но можно для большей эффектности сочетать вечнозелёные и листопадные деревья. Так как трём деревьям не удастся имитировать поляну в лесу, растений должно быть как минимум пять. Здесь подходит овальный контейнер            

Бундзинги

Бундзинги – минималистический силуэт, не отягощённый излишествами. Ствол высокий, крона скудная. Стиль элегантный и лаконичный, поэтому он очень хорошо подходит для хвои и широколиственных деревьев. Крона имеется лишь наверху дерева. Внизу ветки отсутствуют. Крона поддерживается молодой с помощью подрезания веток. Используются контейнеры круглой и квадратной формы.  Подойдут слива, сосна, липа, кедр.

Бундзинги

Кенгай

Растение в стиле Кенгай словно растёт на скале и направлено вниз. Каскад символизирует непрерывную борьбу за выживание. Подойдёт только высокая ёмкость. Ветви изогнутые, ствол тоже. Сосна будет кстати. Можно использовать можжевельник. Дерево изгибается в связи с разными обстоятельствами. может быть, на него давит снег или свой вес. Дерево нелегко оставлять здоровым, так как оно старается расти вверх.  Растения, которые растут на утёсах, являются наглядным примером. Отсутствует естественная платформа. Каскадные формы могут быть нескольких видов. Каждая разновидность по-своему красива. Для полукаскада нужна пропорциональная крона. Питомники часто содержат превосходный материал для каскада.

Хан — Кенгай

Хан - Кенгай

Стиль Хан-Кенгай похож на форму наклона, однако ствол сплошной. Быстро теряется доминирование ствола. Боковая ветвь развита очень сильно. Она растёт гораздо дальше края плошки, но при этом остаётся на уровне почвы. Это похоже на дерево, склонённое над расщелиной. Крепкие и плохо сгибающиеся деревья не подойдут для такого стиля. Такие растения можно встретить на крутом склоне. Ствол практически вырастает горизонтально.

Неагари

Неагари

Корни выступают из почвы и делают ствол необычным. Здесь подходят лишь растения, образующие воздушные корни. Корни проходят через почвенный пласт. Ствол такого дерева вырастает из трещин в скалах.  В основе композиции лежит морская галька или гравий, плита имеет отверстие, заранее наполненное грунтом. Нужен грунтовой наполнитель. Неагари – очень красивый стиль.

Икада

Икада

Стиль Икада является имитацией упавшего в болота дерева. Внизу сломанные ветки. Незатопленные растут вверх. Постепенно сгнивает старый ствол. Молодые растения создают свои корни. Растение сажается горизонтально, ветви становятся похожи на стволы. Создание ветвей и корней может быть только при возможности хорошего укоренения. Растение получаетося скорее горизонтальным, чем вертикальным.

Сэкижежу

Сэкижежу

Сэкижежу – красивейший силуэт. Его форма изящна. Он корнями отчасти выходит из скалы. Оплетает камни, уходит в землю корнями. Может обнимать впадины и ложбины. Дерево сливается с камнем. Композиции размещают в специальные контейнеры, имеющие подходящий грунт. Силуэт встречается на гравюрах.

Таримики

Таримики

Таримики – стиль, предполагающий ствол без коры. Он производит впечатление мёртвого растения. На самом деле часть его живая, а часть – нет. Например, так бывает, когда дерево было поражено молнией. Но это надо делать очень умело.

Банкой

Банкой

Банкой – оригинальный стиль. Имеется ствол, завязанный в виде узла. Растение должно быть молодым, а то его ствол сломается. Узел завязывается осторожно. Если получившееся произведение будет расти дальше, завязанные в узел части станут толще, и узел постепенно превратится в эстетично выглядящее утолщение. Оно не вредит дереву, а делает крепче.

Кабудати

Кабудати

Большое количество стволов в стиле Кабудати вырастают из единого основания, чаще всего из пня. Здесь понадобится растение, скоро возобновляющееся прикорневой порослью после смерти главного ствола. Подойдут вяз, граб. Из тропиков и субтропиков  — кармона, серисса, мальпигия. Вид зрелищный и солидный.

Сожу

Сожу

Это стиль, который образован двумя стволами. Его легко изготавливать. Надо взять растения одного вида, но различных размеров и поместить их все рядом. Подойдут самые разные виды растений. Можно смешать стили и посадить в роще Сожу бонсай, выращенный в стиле Таримики. Сожу выглядит многоярусным. Стволы и ветви изгибаются естественным образом. Верхушка листвы видна отчётливо. Корни иногда показываются выше земли. Растение выглядит близким к гравюрам.

Итак, стили растений соответствуют основным принципам природы. Бонсай традиционное японское искусство. Он не допускает излишеств и неточностей. В статье раскрыта лишь малая часть принципов искусства, близкого к стихиям природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Домашний Бонсай
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: